Разработка бизнес-моделей сервисных компаний: теоретические и методологические аспекты

Авторы:
Аннотация:

В данной статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты разработки бизнес-моделей сервисных компаний. В процессе исследования проведен терминологический анализ понятия «бизнес-модель», выявлено два основных подхода к определению бизнес-модели: первый предполагает ориентацию на ценность, которую компания создает для своих внешних клиентов, а второй направляет фокус внимания внутрь компании, на протекание ее бизнес-процессов. В результате исследования рассмотрены различные варианты применения бизнес-моделей, проиллюстрированы основные этапы их жизненного цикла. На основе рассмотрения разнообразных теоретических и методических концепций построения моделей бизнеса представлен пример того, как могла бы выглядеть стратегическая канва на рынке сервисного обслуживания. В результате исследования выявлено, что в настоящее время наиболее оптимальными для сервисных компаний являются компонентные подходы к разработке бизнес-моделям, которые предлагают рассматривать компанию как совокупность взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, поскольку для успешного ведения бизнеса в современных условиях, компания должна обладать умением видеть и распознавать то, что происходит за пределами собственного рынка, в том числе своих ближайших конкурентов.